«У меня растут года, будет и 17. Кем работать мне тогда?…» Как помочь подростку выбрать профессию.

Во все времена все люди хотели бы заниматься любимым делом, найти свое призвание. Однако далеко не многим это удается. Как помочь своим подрастающим детям помочь выбрать профессию по душе?

Вопрос выбора профессии по призванию – это фундаментальный вопрос человека, вопрос его счастья. Как говорит хоть и избитое, но не переставшее от этого  быть правильным выражение: «Найди работу по душе и тебе не придется работать ни дня в своей жизни». У меня встречный вопрос к вам, а скорее риторический – как родители сами не нашедшие свое призвание могут помочь своему ребенку найти его? Поэтому, во-первых, родители сами должны найти свое призвание. Поздно, скажете вы? Никогда не поздно стать счастливым и удачливым. История знает множество примеров, когда люди даже в преклонном возрасте резко меняли свою жизнь, все бросали и начинали заниматься тем, что нравится. И добивались успеха! Например, мало кто знает, что известный нам президент США Рональд Рейган начал свою политическую карьеру только в 50. До этого он был актером и радиоведущим. Но такой поздний старт не помешал ему в 69 лет стать президентом США и пробыть на этом посту два срока. Полковник Сандерс был неудачником с пенсией в 91 доллар и только в 65 лет его рецепт жареной курицы «выстрелил» и он стал основателем мировой сети ресторанов KFC.

Как найти свое призвание, предназначение, я вам рассказываю на своих тренингах, в сейчас я хочу сказать другое: вы не сможете помочь своему ребенку найти его призвание, не подавая пример. Наши дети – это наши «копиры». В нас всех «вшита» генетическая программа развития путем подражания. Дети учатся, подражая примерам родителей (именно оттуда берет свое начало понятия «сценарий рода»). Если вы не сами будете искать свое призвание, то и ваш ребенок будет это делать. Поэтому совет номер один – начните с себя. Найдите или хотя бы начните искать свое призвание. И станьте успешным. Нет лучшего способа обучения, чем личный пример.

Во-вторых, нужно пересмотреть наш подход к воспитанию в возрасте с 14 до 21 года. Обычно считается, что в 14-16 лет подросток уже должен выбрать кем быть потому, что это время для выбора его профессии, направления в жизни. Нужно решить: продолжать учиться в школе, готовясь поступать в ВУЗ, идти получать в профессиональное училище чтобы учиться профессии. И в этот момент подросток подвергается сильнейшем давлению со стороны родителей чтобы тот выбрал «Кем ты хочешь стать». А он не знает! Не потому, что он глуп или ленив. А потому, что он у него нет вариантов из чего выбрать.

Представьте себе, что вы приехали в Китай и зашли в ресторан пообедать. Официант приносит вам меню, в котором хоть и русскими словами, но написаны названия китайских блюд которые вы никогда не пробовали и даже не представляете на что это похоже. И вам нужно выбрать из них. Представьте как вам будет сложно это сделать – выбрать не зная что это такое, не получив никакого опыта и представления о том, что же вы выбираете. Вот такой же выбор предстоит и подростку. Только ситуация усложняется тем, что если в ресторане вам еда не понравилась, то вы выберите другое блюдо или пойдете в другой ресторан, потеряв лишь немного денег и времени. А осознание, что он принял наугад, без понимания того, что выбирал,  неверное решение  о своей будущей профессии, потребует от человека гораздо больше усилий, времени и средств. И порой изменить выбор у нас уже нет ни сил, ни времени. Поэтому прежде чем сделать выбора своей будущей профессии, нужно не пожалеть времени чтобы досконально изучить все возможные варианты и попробовать их на «вкус».
Знание о том, чем занимается врач не дает понимания. Одно дело ходить в поликлинику и смотреть сериалы про людей этой профессии, другое – окунуться в атмосферу больницы. Вот этот опыт и нужен подросткам. И выбрать они должны только тогда, когда у них уже есть хоть небольшой, но практический опыт, личное понимание чем им предстоит заниматься. И для того чтобы получить этот опыт, нужно время.

И вот тут самое главное что нужно изменить в подходе к воспитанию подростков. Обычно в возрасте с 12-14 лет подросток чувствует потребность больше общаться с внешним миром, познавать его,  вылетать из гнезда все дальше и на дольше. Но традиционный подход в воспитании связан с тем, что в этот период родители наоборот стараются ограничить свободу подростка, опасаясь, что его «полеты» могут привести к драматическим ситуациям. И чем сильнее они удерживают растущих молодых «птиц» от полета, тем сильнее те рвутся к свободе. Трагедии происходят именно вот в таких случаях – в случаях непонимания и противостояния родительского желания запихать назад в детство уже выросших детей и желания свободы чувствующих себя возмужавшими юношей и девушек. Родителям нужно принять сложный, но единственно верный выбор — надо отпустить. Не нужно сопротивляться природе, а нужно направить это совершенно естественно природное стремление узнать мир в нужное русло.

Это большая иллюзия думать, что ребенку нужно выбрать профессию в  7, в 14 или даже в 18 лет. Ребенок и подросток еще не являются взрослым человеком и не способны на серьезный, взрослый, сознательный выбор. Созревает для выбора человек только к 21 году. И то, только тогда, когда у него есть понимание того, из его именно он выбирает.  С 13-14 лет до 20-21 у молодых людей должна быть возможность получить много личных впечатлений о мире и тем, ем люди в нем заняты. Они должны много путешествовать, много общаться со сверстниками и взрослыми, людьми разных профессий, чтобы узнать взрослый мир во всем его многообразии и найти сферу, которая их интересует, в которой они хотели бы проявить себя. А  с 21-го молодые люди могут уже практически попробовать себя в конкретном направлении – поступать в ВУЗ, осваивать профессию.

Поэтому моя рекомендация родителям – организуйте своим подросткам путешествие по миру в составе сверстников, обучение в разных местах мира, участие в разных волонтерских миссиях, где они могут попробовать себя в разных ипостасиях. Для этого необязательно иметь много средств. Например, существуют волонтерские миссии помощи диким животным Африки. Нужно только подать заявку и приехать. Все остальное обеспечат организаторы.  Или помощь в вакцинации населения Индии. Есть молодежные кампусы – лагери, наподобие знаменитого «Артека».  Или молодежные фестивали (я не имею ввиду развлекательные, музыкальные), форумы определенной профессиональной направленности. Есть интересные походы, статусные в молодежной среде, квесты, встречи с интересными людьми. Я думаю, если вы предложите подростку возможность поехать и узнать что-то новое интересное, то он с удовольствием согласится. Дайте ему возможность выбрать. Уважайте его выбор. Поощряйте его стремление узнавать новое, даже если вам кажется это бесперспективным направлением, пробовать себя. Часто от того, что подростки, особенно юноши, не имеют возможность получать новые впечатления в реальности, к чему их призывает природа,  погружаются в мир виртуальный мир приключений, увлекаясь компьютерными играми. Но дайте им вкус настоящего приключения и увидите, как он не захочет возвращаться в иллюзорный. Например, есть молодежная организация «Золотые леса» при МГУ им. Ломоносова. Ребята изготавливают себе костюмы и доспехи времен средневековья, делают исторические реконструкции баталий, учатся танцевать и устраивают балы времен Петра 1. Не думайте, что это бесполезные игры. Так мы учимся – в игре. Посмотрите как учатся молодые львята охотиться – в игре друг с другом. Так и молодые люди играя, обучаются взрослой жизни. Он расширяют свои знания, свои практические навыки, свой круг общения, познают новое обеспечивая себя необходимой информацией об окружающем мире и самом себе, своих способностях, желаниях, стремлениях. Именно это и нужно молодому человеку, чтобы  сделать  осознанный выбор своего будущего дела, своей профессии, своего призвания.
Подводя итоги: чтобы помочь выбрать свою будущую профессию подростку, подайте ему личный пример и предоставьте  ему время и возможности с 13 до 21 года получить много личного впечатления и опыта от соприкосновения с миром – пусть много путешествует, общается, пробует.