Как мы обманываем сами себя

Читаю преинтересную книгу Эрика Хоффер «Истинноверующий», в которой он анализирует причины успеха любых массовых движений: от религиозных до националистических. И действительно, ему удалось подметить несколько закономерностей, которые присутствуют в каждой идеологии массового движения, будь то христианство или коммунизм (пусть вас не шокирует то, что автор поставил их в один ряд — он пытается выяснить почему и христианство, и коммунизм были  массовым движением).
1. все массовые движения обращаются к неудовлетворенным людям, к тем, что не успешен в реальной жизни. Действительно, посмотрите, основу массовых движений, будь то буддизм, Французская революция или фашизм в довоенной Германии, составляют неудачливые люди, неудовлетворенные своим настоящим. Сила неудовлетворения толкает их к изменениям, но не себя — причину личной неудачи, а окружения, мира вокруг, в котором неудачники видят причину своего неуспеха;

2. идеология массового движения отрицает настоящее. Она представляет настоящее извращенным, отвратительным и призывает смотреть своих последователей либо в прошлое, либо в будущее. И правда, неуспешные, неудовлетворенные люди не могут принять свое настоящее ибо именно им они и не удовлетворены. Идеология массовых движений мастерски переносит внимание своего «истинноверующего» либо в «прекрасное далекое прошлое, когда люди были лучше, нравы чище и жилось всем легче» (читай без усилий), либо в «светлое будущее, когда разрушаться многовековые оковы темного прошлого, падут старые устои и жизнь наступит светлая и радостная». Таким образом, последователи массовых движений свято верят в то, чего нет. Идеологи рисуют прошлое и будущее идеалистично, по-детски наивно (вспомните святую веру коммунистов в то, что как только уничтожат всех богатых, исчезнет  порок и преступность или  же детскую веру индуистов в то, что «в древние ведические времена не существовало никаких проблем потому, что об это говорит сказочная Махабхарата»).  Часто применяется прием реставрации прошлого: «в прошлом было хорошо, поэтому, если мы восстановим прошлое, то будет хорошо в будущем». При этом «прошлое» берется настолько далекое, чтобы с того времени не сохранилось никаких достоверных и объективных свидетельств тому, что было действительно «хорошо». Ведь пустующее место легко заполнить мифами, созданными самой идеологией.

Продолжаю читать и буду делиться мыслями по поводу прочтения.